Сервисное обслуживание – это комплекс работ, направленный на поддержание очистных сооружений в рабочем и безаварийном состоянии. После постройки нового комплекса важно наладить систему обслуживания, чтобы сооружения оставались работоспособными как можно дольше.
Отсутствие профессионального подхода к техобслуживанию очистных сооружений может привести к серьезным последствиям. Так, может ухудшиться качество очистки сточных вод, что влечет за собой серьезные штрафные санкции для предприятия со стороны органов государственной власти. Может произойти экологическая катастрофа местного масштаба – аварийная остановка сооружений, которая способна повлечь за собой затопление канализационной насосной станции, коллектора, трубопроводов, самих очистных сооружений и прилегающих территорий Санитарно-Защитной Зоны неочищенными стоками. И, в самом худшем случае, может произойти попадание в больших объемах нечистот в места проживания людей и среду обитания животных и рыб.
Владельцы очистных сооружений, как правило, обслуживают их своими силами. Для этого содержится штат сотрудников - начальники, инженеры и операторы, как на любом промышленном предприятии.
При правильном построении этого процесса все работы должны быть предусмотрены регламентами по эксплуатации и инструкциями. Внедрены и изучены правила по технике безопасности и охране труда. Строгое соблюдение технологии эксплуатации и следование составленным графикам осмотра оборудования – это обязательные рабочие функции персонала очистных сооружений.
Операторы ежедневно производят визуальный осмотр на выявление предпосылок к сбою: посторонние шумы, вибрации, подтекание, перегревание и т.д., заносят контрольную информацию в журналы. При выявлении факторов нештатной работы, обслуживающий персонал самостоятельно устраняет дефекты.
В случае невозможности устранения неполадки, эксплуатационная служба привлекает квалифицированных специалистов-производителей оборудования к устранению поломки. На этом этапе решается вопрос о ремонте или замене конкретного узла заводом-изготовителем. Например, если это насосы, то, согласно паспорту изделия, может быть произведен гарантийный ремонт или обмен. Если гарантия истекла – рассматриваются варианты не гарантийной починки или покупка нового оборудования.